О шашлыках (о пище и информационной пище в частности)

В данной заметке описывается условная модель (не)усвоения человеком информации на примере машины Тьюринга поедания шашлыка.

Не секрет, что человек - есть существо не только мистическое, но и социальное. И в процессе своего жизненного цикла (онтогенеза) в добровольно-стимулируемом-принудительном порядке взаимодействует с окружающей средой и социумом, привнося частичку собственного опыта в жизненный цикл ещё более сложных социальных структур (этногенеза).

Данная модель наглядно, хотя и весьма условно, отражает процесс формирования системы убеждений в процессе развития человека.

Шашлык

Для простоты восприятия представьте себе чюрчхеллу, а лучше - шашлык на шампуре. Или какую-либо иную фрагментированную еду - жизненные задачи на временной шкале жизни.

А теперь представьте как какой-либо персонаж в процессе своей жизни последовательно поедает один кусок мяса за другим, перемещаясь от начала и до конца шампура.

Иногда, вследствие тех или иных событий, очередной кусок может застрять в горле. Так, психологическая травма / ПТСР порою выбивает индивида из накатанной жизненной колеи, когда человек (подавившись событием) не может вернуться в свой обычный ритм жизни и постоянно возвращается в травмирующее событие. Данное явление описывали не только такие отцы/матери-основатели психологии как Зигмунд Фрейд, Блюма Зейгарник и Мария Овсянкина, но и приверженцы "духовных" традиций, использовавшие понятие дхармы-кармы-экигая и прочих "предназначений".

Когда такое "застрявшее" событие одно, оно может быть более-менее компенсировано скоростью еды, сдвигом временной перспективы (перемещение внимания с поедаемой еды на ту, которая была ранее или будет в будущем), сменой пищевых предпочтений (переход на каши и йогурты) и/или другими способами адаптации. Встречается и вариант замещающего поведения, когда вместо осознанного действия, направленного на достижение цели, ввиду фактической невозможности получения результата, индивид выполняет нечто иное, что "выпускает пар", но не позволяет достичь цели в принципе.

По мере увеличения числа "застрявших" событий, адаптационная способность снижается. Фактически, вся деятельность индивида становится перманентной попыткой переварить/заглотнуть/отрыгнуть застрявшие куски-события. В какой-то момент силы перерабатывать опыт исчерпываются, формируя стратегию фатализма: "что воля, что неволя - всё равно".

При этом, нерешённые задачи (застрявшие куски еды), подобно боли от недолеченных ран, с каждым новым травмированием только усиливаются. В психологии данный феномен описывался по-разному в зависимости от акцентов, которые интересовали авторов. В лаборатории Курта Левина - усваиваемость и повторяемость действий. В когнитивно поведенческой терапии - выученные стратегии поведения. Станислав Гроф вводил термин системы конденсированного опыта как «особого сгущения воспоминаний, состоящего из конденсированного опыта (и связанных с ним фантазий) различных жизненных периодов человека». Воспоминания, принадлежащие к отдельной системе конденсированного опыта, по заключению Грофа, имеют похожую основную тему или содержат подобные элементы и связаны с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. В рамках Структурной психосоматики Андреем Минченковым вводилось понятие "паталогической стратегии" - повторяющегося действия (накатанной колеи), приводящего к недостижению результата (пытаться строить отношения со склонными к изменам мужчинами, женщина каждый раз после измены и/или смены партнёра на аналогичного, воспроизводила установки "Все мужики одинаковы" и "Все мужики сволочи" т.п.).

Теоретическая модель описана. Перейдём к техникам работы.

Психологическая работа позволяет выявить застрявшую еду-событие, отрыгнуть её и создать предпосылки научиться переваривать схожие события в будущем.

Таким образом, работа с застрявшими задачами сводится к следующим этапам:

  • выявить застрявшие события;
  • отреагировать событие - переживать/отрыгнуть застрявший кусок;
  • научиться новой стратегии поведения - пережевывать кусочки пищи и/или использовать вспомогательные инструменты: нож, вилку, ложку, палочки и так далее.

Каждый из приведённых этапов имеет значение. Без овладения новыми стратегиями, даже если застрявший кусок удалось отреагировать, следующий похожий кусок (аналогичный жизненный случай) с большой долей вероятности снова "застрянет", и придётся начинать сначала. Аналогично и научение без отреагирования - знать как, но не иметь возможности ввиду полностью блокированного пищевого тракта.

В повседневной жизни это очень хорошо проявляется. Так, игнорируя свои психологические проблемы, некоторые индивиды не вылезают из телесных техник, занимаясь перманентным отреагированием. И зеркально - погрязнув в вербализации и когнитивном схематозе, произнося словно мантры очень правильные заученные фразы из книг, некоторые психологи и коучи оказываются абсолютно беспомощными в повседневной жизни.

1. Выявление застрявших событий

Признаки застрявших событий проявляются в различных модальностях: в структуре языка - значительное количество обобщений и установок-догм; в теле - фрагментированное и регидное тело, когда одна часть мышц развита, а другая - статична; поведении - преобладание шаблонов в ущерб разнообразию; в еде - однотипная пища; в сексе - "всю жизнь строго в мессионерской позиции".

Но главные признаки - эмоциональный заряд и невозможность получения желаемого результата. И, как следствие, прокрастинация - как фатальное бессилие что-либо изменить.

2. Отреагирование

В работе с клиентами, я использую как жесткие (янские), так и мягкие (иньские) техники. В самостоятельной практике я рекомендую придерживаться принципа ненасилия и отдавать предпочтение мягким техникам, делая акцент на выстраивании контакта и доверия с бессознательным.

Примером мягких техник для самостоятельной работы могут служить техники телесного воображения, описанные в книге Роберта Брюса Работа с энергетическим телом. Суть данных техник состоит в том, что бы расслабиться, вызвать телесные ощущения в теле, сконцентрироваться на ощущении и, сохраняя телесное ощущение, последовательно перемещать фокус внимания по телу.

Homunculus

С точки зрения клинической психологии, данные техники объясняются следующим образом. Широко известна карта функциональных зон мозга и гомункулус Пенфилда и Болдри, в соответствии с которыми зоны мозга соотносятся с частями тела. То есть в момент фокусирования человеком внимания на области в теле происходит стимуляция связанной области головного мозга. А, значит, и всего когнитивного фолклора, связанного с увязанным с соответствующей функцией/органом (цвет, запах, вкус, часть тела и т.п.) контекстом.

Многократная стимуляция областей мозга так же как и работа с затвердевшей пружиной позволяет вернуть подвижность и способность к здоровому функционированию. Перемещение точки фокуса внимания по телу позволяет словно тралом выявить скрытые участки напряжения в теле-мозге-убеждениях-повседневной жизни.

Следует отметить, что современная практическая психология однозначно доказывает способность мозга к пластичности и перераспределению нагрузки, когда части мозга берут на себя ряд функций отличных от тех, что описаны в канонических атласах-схемах. Особенно часто это встречается при физических повреждениях частей тела или коры головного мозга.

3. Научение новым стратегиям

Как бы не хотелось "коучам", отталкивающимся от целеполагания, человек развивается от простого к сложному. И, при отсутствии соответствующих навыков, ясно сформулировать запрос попросту не может.

Поэтому читайте книги, общайтесь, расширяйте кругозор и круг общения. Учитесь. Пробуйте себя в разных амплуа. Играйте активную роль в театре собственной жизни. Ибо, как писал Абраам Маслоу: «Мир плотника, который только плотник, всегда будет состоять только из дерева».

Практикуйте, общайтесь, экспериментируйте, нарабатывайте опыт. При этом соблюдайте "пищевую" и информационную гигиену.

Жизнь есть процесс и наоборот, действие рождает жизнь.

Литература