Краткая характеристика стихий в китайской концепции у-син

В данной заметке-конспекте приведена краткая справочная информация о китайской концепции у-син. Большая часть материала цитируется из указанных источников (преимущественно Г. Лувсан [1]).

Концепция у-син

Концепция у-син отражает стихийно-материалистическую основу философских воззрений мыслителей Древнего Востока. Согласно этой концепции представление об окружающем мире отождествлялось с представлением о пяти стихиях (ветер, жара, влажность, сухость, холод) и пяти первоэлементах (дерево, огонь, земля, металл, вода). Носителем "начала" считался "воздух", или "животворное дыхание" (прана). Все явления мира укладывались в представление о пяти первоэлементах — первоосновы всего материального мира [2].

Рис. 1. Взаимосвязь пяти первоэлементов (стрелки внутри периметра означают ограничивающие - деструктивные связи; стимулирующие-созидающие связи указаны внешним контуром).

В окружающем мире (макрокосмос) человек является миром в миниатюре (микрокосмос), состоит из первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, подчиняется общим законам природы, воздействию пяти "стихий", отличаясь от остального мира только наличием разума. Главный вывод из концепции у-син — поскольку эти первоэлементы материальны, то и мир в целом материален.

В мировоззрении древневосточных мыслителей дерево имело следующие свойства: возникновение путем роста в теплый период, зеленый цвет и т. д., поэтому все вещи (явления), обладающие такими свойствами, относились к первоэлементу дерево. Огонь имеет свойства жары и поднимающегося вверх пламени, поэтому этот элемент в медицине обозначает локализацию жара, или воспаление, в верхней части тела, а все вещи (явления), обладающие свойствами огня, отнесены к первоэлементу огонь. Для земли свойственны плодородие, питание и превращения, поэтому под первоэлементом земля объединены сходные явления. Свойства металла — пустота, чистота, хрупкость, стройность и легкость; поэтому вещи (явления), сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу металл. Вода обладает текучестью, прохладой (холод), способностью к движению назад, поэтому явления, обладающие такими свойствами, объединяются под символом первоэлемент вода.

Первоэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих материального мира и вместе с тем движения (син — движение): дерево — возрождение и рост, огонь — наивысшее развитие, максимальная активность, металл — начинающийся упадок, вода — минимальная активность, пассивная сила, земля — центр циклических изменений.

Между всеми пятью первоэлементами существуют неразрывные связи — взаимозависимость и взаимное угнетение, которые и определяют состояние их непрерывного движения и изменения. Согласно теории у-син каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов ("друг — враг"). Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева, дерево может произвести огонь, огонь дает землю (пепел), земля производит металл, металл превращается в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь, огонь может размягчать металл, а металл может резать дерево. Поскольку каждый из первоэлементов связан с четырьмя остальными первоэлементами продуктивными и деструктивными влияниями, то каждый из этих процессов зависим и связан с другими процессами, находится под их влиянием. Продуктивные процессы иногда также называются стимулирующими, а стимулирующий элемент образно представляется как "мать", а стимулируемый — как "сын". Так, вода — стимулирующий элемент для дерева, т.е. вода — "мать" дерева, а огонь — стимулируемый элемент по отношению к дереву, т.е. огонь — "сын" дерева.

Под угнетением, взаимоугнетающими, деструктивными связями, понимается сдерживание и ограничение. Порядок взаимоугнетающих связей между пятью первоэлементами таков: дерево угнетает землю, земля — воду, вода — огонь, огонь — металл, металл угнетает дерево, т.е. в этих взаимоотношениях каждый из пяти первоэлементов является одновременно и угнетаемым и угнетающим; например, с одной стороны, дерево угнетается металлом, а с другой — дерево угнетает землю.

В сложной естественной взаимосвязи между предметами и явлениями обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи. Без стимулирования не было бы развития, а развитие и рост без ограничения могли бы оказаться вредоносными, например: дерево стимулирует огонь и вместе с тем угнетает землю, а земля в свою очередь стимулирует металл и угнетает воду. Таким образом, стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, т.е. благодаря этим воздействиям поддерживается необходимое (физиологическое) равновесие, обеспечивающее нормальное развитие предметов и явлений (гармонию).

В случае избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов между ними возникают ненормальные, патологические, виды взаимодействия, определяемые как избыточное и обратное угнетающие действия. Избыточное угнетающее действие проявляется в чрезмерном патологическом угнетении той из двух взаимодействующих сторон, которая уже ослаблена. Направленность избыточного угнетения в цикле пяти первоэлементов такая же, как при нормальном физиологическом угнетении, но это — патологическая взаимосвязь, которая появляется при определенных условиях.

Обратное угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счет чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия в цикле у-син. Избыточное и обратное угнетения, возникающие в результате патологии — избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов — чаще проявляются одновременно, например: если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл. Если же первоэлемент дерево недостаточен, то, наоборот, он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля, и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл.

Совокупность представлений о взаимосвязях между пятью первоэлементами в человеке (микрокосмос) и окружающей среде (макрокосмос), нашедшая отражение в концепции у-син применяется к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы; сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Эти аналогии были обобщены и впервые представлены в виде таблиц в трактате "Хуанди нэй-цзин" (см. табл.).

Классификация аналогий макрокосмоса и микрокосмоса по концепции у-син

Природа (макрокосмос) Пять первоэлементов Человек (микрокосмос)
Пять видов вкуса Пять цветов Пять измерений Пять влияний природы Пять сторон света Пять органов инь (чжан) Пять органов ян (фу) Пять отверстий (окон) Пять структур тела Пять эмоций (чувств)

Кислый

Зелёный

Рождение

Ветер

Восток

Дерево

Печень

Желчный пузырь

Глаза

Мышцы

Гнев

Горячий

Красный

Развитие

Жара

Юг

Огонь

Сердце

Тонкая кишка

Язык

Сосуды

Радость

Сладкий

Коричневый

Измерение

Влажность

Середина

Земля

Селезёнка

Желудок

Рот

Связки

Раздумье

Горький

Белый (желтый)

Увядание

Сухость

Запад

Металл

Лёгкие

Толстая кишка

Нос

Кожа и волосы

Печаль

Солёный

Голубой

Исчезновение

Холод

Север

Вода

Почки

Мочевой пузырь

Уши

Кости

Страх

Концепция инь-ян

Концепция инь — ян составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. В ней рассматриваются два противоположных взаимозависимых начала всех явлений макро- и микромира.

Согласно концепции инь — ян, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых инь и ян, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены, отношения между ними составляют основной закон существования материального мира. Эти отношения между предметами и явлениями всей природы характеризуются взаимоотрицающими, взаимообусловливающими и взаимопревращающими связями, которые в восточной медицине объясняют физиологию и патологию организма и используются в традиционной диагностике и лечении различных заболеваний.

Противоположность между инь и ян — это обобщенное объяснение противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы. Так, свет и тьма, неосязаемость и телесность, возбуждение и торможение и т.д. с позиции концепции инь — ян выражают единство и борьбу противоположностей. Если преобладает одна сторона явления, то ослабевает другая. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между инь и ян, служат движущей силой изменения и развития явлений в мире.

Основные противоположные свойства инь и ян символизировались древними философами как вода и огонь, т.е. инь по своим свойствам подобен воде и характеризуется следующими признаками: холодное, направленное вниз и внутрь, тусклое и т.п.; ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется его признаками: горячее, направленное вверх и наружу, светлое и т.п. Отсюда следует, что в природе все, обладающее покоем, холодное, расположенное внутри и внизу, тусклое, слабое, плотное, медленное, а также имеющее пониженную функцию, принадлежит к инь; все, что имеет противоположные характеристики — подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, сильное, полое, быстрое и имеющее повышенную функцию — принадлежит к ян. При определенных условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя, что соответствует объективной действительности; например: день переходит в ночь, возбуждение — в торможение и т.п.

В отношении структур и функций человеческого организма инь означает материальные составляющие тела, а ян — его функции, деятельность организма относится к категории ян, а пищевые вещества — к инь: инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян, а ян внешне функционирует как проявление деятельности инь. Поскольку материальное начало находится внутри тела, в традиционной медицине говорится "инь внутри". Поскольку функции тела проявляются преимущественно с внешней стороны тела, говорят: "ян сидит снаружи"; ян становится, таким образом, "вестником инь". В соответствии с представлениями современной западной медицины структуры органов, находящихся внутри организма, образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: "инь является сторожем ян".

Инь и ян никогда не находятся в покое; они постоянно дополняют и изменяют друг друга. По восточным представлениям действует правило: "Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян". Например, погода претерпевает изменения от зимы через весну к лету, становясь все жарче,— это соответствует отступлению инь и нарастанию ян; при похолодании погоды от лета через осень к зиме происходит процесс, равнозначный отступлению ян при увеличении инь.

Обе стороны отношений между инь и ян могут претерпевать развитие, которое выражается в их превращении в собственную противоположность. Так, инь может превратиться в ян, а ян — в инь, и если процессы сокращения и увеличения инъ и ян состоят в количественных изменениях, процесс превращения инь и ян (и наоборот) представляет собой изменение качества. В книге "Су-вэнь" говорится: "Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод". Однако инь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь, т. е. условием того, что превращение вообще может произойти, является наличие определенного количества противоположного начала.

Таким образом, концепция инь - ян включает следующие элементы, дополняющие друг друга и не мыслящиеся друг без друга:

наличие про-тивоположности между инь и ян; взаимозависимость инь и ян; взаимные дополнение и ограничение инь и ян; взаимное превращение инь и ян. Диалектическую модель инь — ян необходимо рассматривать в единстве ее отдельных элементов, не упуская из виду их внутреннюю зависимость и взаимное влияние. Нужно учитывать также то, что оба полюса (инь и ян) могут быть как причиной, так и следствием.

Со временем концепции у-син и инь-ян стали представлять собой одно целое: первоэлементы металл и вода отнесены к инь, дерево и огонь — к ян, первоэлемент земля образует поворотную точку между инь и ян.

Практическое применение элементов концепции у-син

Особое практическое значение имеет применение концепции у-син к человеку (микрокосмос).

Так, в древневосточной философии концепция у-син применялась для классификации как различных явлений природы, так и органов, тканей и эмоций человека. В соответствии с отношениями, установленными этой концепцией между пятью первоэлементами, объясняются отношения между физиологией и патологией человеческого организма и между организмом и внешней средой, что составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины.

Система взаимодействующих первоэлементов, сопоставленных им "главных органов" (чжан-фу) и их меридианов используется для объяснения причин и механизмов развития болезненного состояния. Так, например, болезненное состояние легких (органа и его меридиана) возможно из-за поражения самих легких, но не исключены варианты возникновения этого состояния в связи с другими воздействиями: а) патология селезенки (по правилу "мать — сын"); б) патология почек (по правилу "мать — сын", но в обратном направлении); в) патология сердца (чрезмерное угнетение металла (легкие) огнем (сердце)); г) патология печени (обратное угнетение металла (легкие) деревом (печень)).

При этом, понятие "главный орган" следует трактовать как психическую и физиологическую "функцию" организма. Например, легкие — это вся система дыхания, печень — система функций центральной и периферической нервной системы и т.д. Об этом свидетельствует также представление о том, что каждый орган управляет "своим" меридианом и, как указано выше, органы перикард и три обогревателя, как и передне- и заднесрединный меридианы, не имеют морфологической основы.

Построенные на основе концепции у-син правила лечения иглоукалыванием "мать — сын", позволяют усиливать или ослаблять "поток энергии" в меридиане, где эта энергия нарушена. Первоэлемент "мать" способен передавать питающую энергию, а первоэлемент "сын" — реципиент, принимающий эту энергию. Если возникает патология одного из первоэлементов (меридианов), но воздействие непосредственно на нарушенный меридиан нежелательно, то используют правило "мать — сын". Согласно этому правилу рассматриваются три первоэлемента (меридиана): 1) с нарушенной энергией; 2) предшествующий ему и 3) следующий за нарушенным. Если в нарушенном меридиане (например, в желчном пузыре, дерево) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на тонизирующую точку меридиана "сын" (тонкая кишка, огонь) или на седативную точку меридиана "мать" (мочевой пузырь, вода); в случае недостаточности энергии в нарушенном меридиане (дерево) воздействие оказывается на тонизирующую точку меридиана "мать" (вода) или на седативную точку меридиана "сын" (огонь).

  1. Гаваа Лувсан - Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии, М.: Наука, 1990
  2. Гаваа Лувсан - Очерки методов восточной рефлексотерапии, Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991